21 августа 2013 г.

О путешествии

По какой-то причине Япония была интересна ещё со школьных лет. Возможно, повлияло аниме каким-то образом - кое-что мне нравится, есть действительно шикарные произведения. Но, пожалуй, больше повлиял сам образ Японии, который можно почерпнуть в фильмах, рассказах и книгах. Образ во многом, если не сказать что почти всегда, идеализированный и романтизированный. Честь, верность - в целом преобладание качеств, выходящих за рамки материальных и мирских ценностей, которые вовсю навязываются вокруг, в которые молодёжь с упоением начинает верить. А тут - нечто более важное, чем сама жизнь, да ещё и в масштабах общества, а не отдельных личностей. Ну как этим можно не восхититься? И даже если отдавать себе отчёт в том, что это сильно преувеличенная история, выдернутая из контекста истории, то всё-равно подобная степень романтизации впечатляет, хотя бы с точки зрения культурологии.

Девчонки в юкатах

Интересно было съездить именно не в самый центр Японии, а как-то поездить по ней, посмотреть окраины, погулять подальше от городов. То есть сделать более широкий срез. Потому что в крупных городах, в столице - картина слишком отлична от ситуации в целом. Там всё на пике, включая глобализацию, а страна живёт не за счёт неё. Разумеется, хотелось выбраться и в Токио, и в Осака погулять, но это требует времени и средств, а пока что такими ресурсами я не обладал. Тем не менее, в плане было посетить Саппоро, поездить по Хоккайдо посмотреть всякое-разное, пожить неделю в Киото и заехать на денёк-два в Нара. С Нара не вышло, потому что как оказалось, в Киото слишком много всего интересного, мы решили побольше гулять там.

Разумеется, интересуют люди в первую очередь. Как живут, чем отличаются от нас, как вообще функционирует общество. И конечно, сколько в романтизации Японии правды, что осталось с тех уникальных исторических времён. Мне повезло, мой друг Валера - несколько лет работает в Японии, а однокурсник Фёдор - несколько лет учится. Так что многое мне рассказывали люди, живущие внутри страны, чем мне сильно помогли и облегчили понимание ситуации.

На объективность претендовать даже не буду. За три недели поездки я понял, что прочувствовать настолько иное устройство общества, увидеть нюансы можно только если там жить много лет, при этом работать и оставаться внимательным к японской культуре, учиться. Это я осторожно так формулирую, потому что есть мнение, что иностранец там всегда остаётся иностранцем, что никакой ассимиляции или понимания общества - не достичь в принципе. И да, есть какие-то признаки, которые свидетельствуют в пользу данной точки зрения.

Жара

Японские литеры

На побережье Японского моря

Между Осака и Киото

Перекрёсток

Киото. Гион


Если говорить о том, что больше всего впечатлило, то это единство общества. Я совсем мало застал СССР и не знаю толком ничего о социализме или, например, пионерских отрядах, но судя по тому, что увидел в Японии и знаю об СССР - очень похоже. Коллективизация, принцип "интересы общества важнее интересов личности" виден у японцев везде. Социальные программы, обучение в школе (тут Валера много рассказал любопытного), организация работы - всё делается для интересов группы. Продавец выкладывается по полной, чтобы обеспечить магазину прибыль, а покупателям сервис, регулировщик - чтобы всем вокруг было удобно ездить, билетёр - чтобы посетитель получил всю информацию и всё правильно понял, и так далее. А главное, что в целом - это всё делается для Японии.

Почему я делаю такой вывод? Очень просто - у них всё сделано качественно и надолго. Любая работа - максимально качественно. Это бросается в глаза везде, куда не посмотри - на дороги, на магазины, на архитектуру, на транспорт - максимально удобно. Всё, чтобы было удобно, чтобы работало. Либо их там мощно репрессирует кровавыйрежым, сажает в лагеря тех, кто филонит, а потому они батрачат и делают один раз и навсегда, либо же это ещё делается и в интересах общества. "Я - японец, я делаю работу, которой пользуются другие люди моей страны. А страна моя - лучшая в мире, поэтому она заслуживает лучшего в мире качества и отдачи от меня".

Рисовые поля

В японском доме

Шоппинг

Ожидание

Фестиваль Микоси Араи

По пути в Киёмидзудера

Императорский дворец в Киото

Императорский дворец в Киото

Чайный домик

Учитель музыки

Сад

Цвет Киото

Цвет Киото

В метро

Леса горы Курама

Вода

Повар

А подтверждает это опять же их реакция. Из-за непонимания и отсутствия знания японского я постоянно попадал в какие-то казусы. И каждый раз, когда что-то не получается или возникает путаница, а я ещё раз замечу, что это я приехал гостем в чужую страну, не зная языка, они мне в общем-то ничем не обязаны, каждый раз японцы начинали нервничать, сгорать со стыда и всячески извиняться. Ни разу не было случая, чтобы реакция была как в России принято - "ну ты сам идиот, голову включи". Такое вот чувство ответственности.

Я сразу подумал - а фигли, и правда надо считать свою страну - лучшей в мире. Понятно, что объективной оценки нет, что нет понятия "лучше/хуже" в данном случае, но для блага страны, общества, а следовательно и себя самого, так грамотнее. Больше отдача, больше энергии вкладывается в общество, аккумулируется на всей территории, а из-за этого улучшится и качество жизни! Весь вот этот комплекс вины, массовые покаяния и прочее - оно до добра не доведёт. Да, признавать ошибки надо, необходимо жизненно, но нельзя стать сильным, если стержнем сознания становится комплекс вины или неполноценности - вырастет только что-то неполноценное и виноватое!

Любопытные книги в магазине

Но вернусь к Японии. Порадовало просто отношение - японцы уважают друг друга и свою страну. Молодцы, что сказать! У них и государство такое же становится - оно же часть общества. Различные программы и субсидии в наличии. Ну, например, они могли бы закупать дешёвый рис в Китае, но вместо этого, государство скупает рис у японских фермеров по завышенной цене, а по заниженной отпускает в торговые сети. И правильно, пусть это в минус деньги, но выгоды очевидны: земледелие в стране поддерживается, импорт держится в узде, что способствует возникновению независимости страны от внешней торговли и политики. И это в целом выгодно для любой страны - обеспечивать себя саму, а излишки направлять на экспорт.

И доходит такая педантичность до мелочей. До того, что у каждого здания есть парковка. То есть казалось бы, вместо парковки можно поставить либо ещё одно здание, либо сделать больше одно, но нет - ставят парковки. И с машинами проблем нет, с парковкой. А стало быть, меньше проблем у пешеходов и велосипедистов. И нет проблем с газонами и озеленением. А стало бы меньше проблем с воздухом и городской пылью.
Или какие-нибудь цветочки разные у фонарных столбов, за которыми ухаживают. Или рельефные дорожки для слепых на каждом тротуаре. Или наклейки безопасности, схемы навигации на всех объектах. Продумано и просчитано всё. Я пытался придумать, чтобы можно было ещё сделать, чтобы стало лучше и удобнее - не смог, воображения не хватило. После России то, что видишь в Японии в данном плане - разрывает шаблоны.

Ещё можно пару слов замолвить о дизайне. Думал я, что в Японии ад и ужас с графическим дизайном. Оказалось не так просто...

Тренажёр улыбки

Освежитель головы

Перед примеркой одежды... на голову надо одеть пакет

Скотч для глаз. Держит веко - глаз становится крупнее. Так красиво!

Плакат в метро. Предупреждает девушек в мини-юбках о возможных извращенцах!

Некоторые рестораны работают до 29 часов

В магазине, купив рис, выиграли пиво!

Коляски для домашних животных

Реклама проездного на автобус

Во-первых, почти нет наружной рекламы. В центре города куча неоновых вывесок, все фасады увешаны - это да. Но рекламы в привычном российском смысле - на биллбордах, на стендах, тумбах, стойках, крепежах и огромных монструозных конструкциях - нет вообще. Отсутствует как класс. Во-вторых, много рекламы сделано скромно. Ну например, на огромном торговом молле нет ничего, только у входа относительно небольшая табличка с его названием. Ну или у магазинов-ресторанов вывеска сделана - вывески есть, да, но непосредственно на здании или на его территории. Я к тому, что для дизайнеров реклама - её как-то мало, вряд ли нужны особо графические дизайнеры в данном плане.

Зато высший балл можно дать потребительскому дизайну. Все упаковки продуманы, подавляющее большинство сделано с толком - не только визуально, но и конструктивно удобно.

Упаковка конфет

Упаковка печенек

Упаковки сладостей
Чипсы и шоколад

И навигация заслуживает отдельного пассажа. Продуманы мелочи, что особенно подкупает меня как дизайнера. Карты, наклейки, отражатели, таблички - сделано всё, чтобы где нужно привлечь внимание, структурировать информацию и сделать её легко-усваиваемой. Хотя, треша хватает и тут, некоторые решения визуально... как бы это сказать... очень уж японские.

Навигация в метро

Навигация на вокзале

Осторожно, двери лифта закрываются. Именно тут!

Отличный образец социального дизайна

Некоторые образцы информационных табличек несколько пугают

Некоторые образцы информационных табличек несколько пугают

А вот если есть где-то ад - то это японские веб-сайты. Мне сложно тут быть объективным, потому что по-японски я не читаю, но судя по структуре страниц и визуальному воплощению - это просто караул так неудобно и некрасиво. Может быть, это следствие особенностей японского письма, но что-то мне подсказывает, что можно дизайн веба делать удобнее в любом случае. А они как-то не запариваются вообще.

Ну и напоследок стоит рассказать о еде. О, это незабываемо! Я был в нескольких других странах - везде, разумеется, стараюсь пробовать национальную кухню. Пальму первенства до сих пор держала Чехия, в Праге с едой всё очень хорошо. Но Япония затмила всё, хотя в Саппоро нас водили по нужным местам, которые самим надо было бы ещё найти. Но качество еды даже в магазинах - уже значительно превосходит то, к чему я привык в Петербурге. Всё с нормальным сроком годности, свежее. Если же срок годности подходит к концу - цену снижают вплоть до скидок в 60%.

Рамен

В магазинах комбини - эдакие магазинчики в каждом квартале, где можно купить всё основное, от продуктов до носков - можно купить бенто. Бенто - это готовый обед. И не доширак, а именно приготовленный обед, упакованный в пластиковый контейнер. В том же комбини можно попросить разогреть. Это совершенно незаменимый продукт, если времени готовить нет или нет денег. И в среднем довольно вкусно, и выбор есть, и всегда знаешь, что есть чем подкрепиться. Полагаю, это более здоровая пища, нежели пельмени. Почти все бенто, это различное сочетание и приготовление риса, морепродуктов, рыбы, курицы и свинины.

Нам особенно полюбились онигири. Треугольники риса с начинкой из морепродуктов или рыбы, завёрнутые в нори. Отрывается ленточка, тянется за углы в разные стороны - и вуаля, онигирка готова к употреблению. Отличное изобретение, очень не хватает у нас, скучаю по ним.

Зелёный чай и онигири

Онигири

На Хоккайдо прекрасная кухня, опять же, с ремаркой, что нас водили по проверенным ресторанам. Свежая рыба, отличные суси, нежные креветки в темпуре, сытный удон, бесподобный рамен... в общем, это, пожалуй, первая страна, в которой национальная кухня реально мне понравилась. В Киото немного тяжелее было, но тем не менее очень достойно.

Надо учиться готовить рамен и суп-карри, очень уж вкусно и сытно. Рамен так вообще заменяет собой почти полтора дня еды.

При этом в целом еда не дорогая. Поесть в ресторане можно очень недурно примерно рублей на 500 на человека, если не брать алкоголь. Это очень сытный обед. А качество еды такое, что в Петербурге такую еду можно найти только в уже не сильно дешёвых ресторанах, где за одно блюдо надо будет отдать те же самые 500 рублей минимум.

Рыбный суп
  
Пироженка

Настоящее японское - натто. Съесть такое чудо - крайне сложно

Суси с крабом

Угорь

Японцы - они повёрнуты на еде, совершенно сумасшедшие. Это вторая религия, культ! 90% передач по телевидению - про еду. Как телевизор ни включишь - передача о том как кто-то готовит, кто-то ест и непременно говорит "Ойсиииииий!" кавайным голосом или "Умай!!" зычным рыком. Для японца съездить в другу страну и посетить все места, осмотреть достопримечательности, но не отведать местной кухни - съездить зазря.

Чебурашка. Любим японцами


Комментариев нет:

Отправить комментарий